Преемственность со школой
Что необходимо знать родителям о готовности ребенка к школьному обучению?
Что необходимо знать родителям о готовности ребенка к школьному обучению?
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. на языке психологии – мотивация к обучению.
У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
И, конечно же, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.
Уважаемые родители!
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познания. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать задание, если он вертится, устал, расстроен.
6. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркиваете его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Успехов Вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Памятка для родителей
ПАМЯТКА
родителям будущих первоклассников
1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
2. Узнайте у воспитателя заранее, насколько ребенок «зрел» или «не зрел». Если ребенок зрел, все равно психологически готовьте его к школе, ко всем трудностям, которые его ждут. Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя рекомендации психолога и педиатра.
3. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
4. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
5. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
6. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на первоначальном этапе овладения учебными навыками.
7. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
8. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
9. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
10. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Организационно-методическое сопровождение осуществления преемственности в работе дошкольного и общего среднего образования
Памятка по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования
Наличие и использование нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования
В учреждении дошкольного образования:
Положение об учреждении дошкольного образования (постановление
МО РБ от 25.07.2011 № 150)
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление МО РБ от25.01 2013 г. № 8)
Образовательные стандарты. Дошкольное образование (постановление МО РБ от 29.12.2012 № 146)
В учреждении общего среднего образования:
Положение об учреждении общего среднего образования (постановлением МО РБ от 20.12.2011 №283)
Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования» (постановление МЗ РБ от 27.12.2012 № 206)
Образовательные стандарты. Дошкольное образование (постановление МО РБ от 29.12.2012 № 146)
Управленческий аспект (управление по образованию)
Рассмотрение вопросов преемственности дошкольного и общего среднего образования на заседаниях советов отделов (периодичность рассмотрения, дата проведения, тема, выявленные проблемы, принятые решения)
Выполнение приказа МО РБ от 08.07.2014 №612 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты», приказа управления образования от 05.08.2014 №442:
- анализ обеспеченности старших групп учреждений дошкольного образования современными средствами обучения (постановление МО РБ от 26.09.2008 № 50)
анализ обеспеченности 1 классов учреждений общего среднего образования современными средствами обучения (постановление МО РБ от наличие на сайтах отделов, учреждений информации о группах по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на І ступени общего среднего образования
Своевременность повышения квалификации учителей 4 классов (должен быть обеспечен 100% охват, приказ МО РБ от 08.04.2005 № 170)
Своевременность проведения методических мероприятий для воспитателей старших групп учреждений дошкольного образования по вопросам преемственности
Наличие документации в учреждениях дошкольного и общего среднего образования
В учреждении дошкольного образования у руководителей:
1. Наличие в годовом плане мероприятий по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования
2. Протоколы и материалы педсоветов
3. Материалы инструктивно-методических совещаний, консультаций, семинаров, открытых занятий для педагогов
4. Протоколы и материалы родительских собраний, материалы по работе с законными представителями воспитанников
5. Наличие на сайте учреждения рекомендаций для законных представителей по подготовке детей к обучению на І ступени общего среднего образования
В учреждении дошкольного образования у воспитателя:
1. Наличие плана образовательного процесса с воспитанниками (участие воспитанников в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;экскурсии в школу;участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования и др.)
2. Наличие протоколов групповых родительских собраний
В учреждении общего среднего образования у членов администрации:
1. Наличие мероприятий в годовом плане по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования
2. Протоколы педсоветов, МО учителей начальных классов с приглашением воспитателей учреждений дошкольного образования; материалы педагогических консилиумов, инструктивно-методических совещаний
3. Протоколы и материалы общешкольных родительских собраний
4. Документы по подготовке детей к обучению на І ступени общего среднего образования (Положение об учреждении общего среднего образования, постановление МО РБ от 20.12.2011 №283):
- наличие расписания учебных занятий по подготовке детей к школе, утверждённого директором;
- наличие расписания консультаций специалистов для родителей будущих первоклассников, утверждённого директором;
- организация работы школы будущего первоклассника: всего групп _______, из них: количество групп ________, в которых проводятся занятия на бесплатной основе (в каникулярное время); количество групп ________, в которых проводятся занятия на платной основе (по субботам);
- наполняемость каждой группы _________ (не более 20 человек);
- наличие в учреждении образования информационного стенда о функционировании групп по подготовке будущих первоклассников к обучению (приказ МО РБ от 08.07.2014 № 612).
5. Классные журналы первых классов:
- заполнение листа здоровья (по полугодиям), наличие рекомендаций медицинского работника;
- заполнение схемы рассадки учащихся, утверждённой директором (по полугодиям);
- соответствие рассадки учащихся п.76 СанПиН и рекомендациям медицинского работника (столы и парты для учащихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставятся первыми на боковых рядах);
- заполнение страницы «Показатели физической подготовленности учащихся»
6. Наличие на сайте учреждения информации о функционировании групп по подготовке детей к обучению на І ступени общего среднего образования
Создание условий для работы с детьми в учреждениях дошкольного и общего среднего образования
Старшие группы учреждений дошкольного образования:
1. Обеспечение выполнения Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» (постановление МЗ РБ 25.01.2013 № 8):
Столы в игральных и групповых устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. При расстановке столов для занятий должны соблюдаться следующие требования:
- столы устанавливаются у светонесущей стены при левостороннем освещении;
- четырехместные столы устанавливаются не более чем в 2 ряда, двухместные – не более чем в 3 ряда;
- расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;
- расстояние первого ряда столов от светонесущей стены предусматривается 1 м;
- расстояние от первых в рядах столов до настенной доски должно быть 1,6 - 2,4 м (при использовании доски во время занятий);
- высота нижнего края доски (размером 0,75 x 1,5 м) должна быть на уровне 0,7 - 0,8 м от пола (п.92).
Рассаживание воспитанников за столами должно проводиться с учетом состояния их здоровья, имеющихся у них функциональных нарушений слуха, остроты зрения. Корректировка рассаживания проводится не реже двух раз в год. Воспитанников с ведущей левой рукой рассаживают за столом парами или по одному, либо слева от воспитанника с ведущей правой рукой. При организации занятий в форме игры могут использоваться другие варианты расстановки столов и стульев, при этом должны соблюдаться требования по освещенности, подбору мебели соответственно росту воспитанников.
В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников (п.93).
При оборудовании спальных помещений ширина проходов между кроватями должна составлять не менее 45 см, минимальное расстояние между кроватями - 30 см. В группах для воспитанников в возрасте от 3 лет и старше могут использоваться двухъярусные кровати с ограждением ложа второго яруса высотой не менее 30 см. Запрещается оборудование спален раскладушками.
Игрушки, за исключением мягконабивных, перед использованием и по мере загрязнения, но не реже одного раза в день, должны мыться щеткой с применением моющих средств под теплой проточной водой в посудомоечных ваннах, затем высушиваться в буфетных или на столах. Мягконабивные игрушки ежедневно в конце дня должны подвергаться дезинфекции в течение 30 минут бактерицидными лампами, установленными на расстоянии 25 см от игрушек. Чистка мягконабивных игрушек проводится согласно инструкции организации-изготовителя (п.111).
Длительность занятий с воспитанниками - до 25 - 30 минут, количество занятий – 2-3 ежедневно, физкультурные минутки – 1,5-2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями - 10 - 12 минут. Во время перерывов должны проводиться подвижные игры умеренной интенсивности.
В начале и конце недели не проводятся занятия по обучению грамоте и элементарным математическим представлениям. Домашние задания во всех группах задаваться не должны (п.162).
Пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима работы учреждения и в соответствии с учебной программой. Руководитель учреждения может принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для воспитанников на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (п.163).
Для организации физического воспитания и закаливания воспитанники должны быть распределены на группы здоровья с учетом состояния здоровья детей (п.168).
2. Обеспечение образовательного процесса средствами воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей детей согласно перечню оборудования (постановление МОРБ от 24.09.2007 № 50)
Не должно быть: уголков ряженья; заводных игрушек; погремушек; горок-скатов для прокатывания шариков; дидактического стола с набором игрушек; сенсомоторного коврика; шнуровок; цилиндров, шаров, кубов, имеющих сквозное отверстие; разрезных картинок, кубиков (на 2-4 части); образных игрушек с различными способами извлечения звуков (котята в корзинке, птички на подставке); игрушек-забав; игрушек-пищалок; игрушек-каталок и др.
3. Наличие учебно-программной документации образовательной программы дошкольного и общего среднего образования, учебного плана группы или расписания специально организованной деятельности
4. Оснащение образовательного процесса учебно-методическими комплексами и учебно-наглядными пособиями «Мои первые уроки», «Мир детства», «Умней-ка»
1 классы
1. Выполнение СанПиН «Требования для учреждений общего среднего образования» (постановление МЗ РБ 27.12.2012 № 206):
- наличие зоны отдыха на улице для учащихся 1 классов с игровым оборудованием (теневой навес со скамейками, игровые комплексы, качалка-балансир (п.20);
- наличие площадки для подвижных игр (в рекреации, на улице) (п.20);
- организация питьевого режима (п. 52);
- кол-во парт с наклонной поверхностью рабочей плоскости ___, процент от общего количества ___;
- наличие цветовой и цифровой маркировки;
- кол-во конторок _____, их соответствие росту учащихся (75 см для учащихся ростом 115-130 см, 85 см для учащихся ростом 130-145 см);
- правильность расстановки конторок (последние в рядах или ряд у стены);
- оборудование санитарных узлов для учащихся 1 классов детскими унитазами (п. 92).;
- чередование в расписании учебных занятий в течение учебного дня учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, с другими учебными предметами (п. 108);
- «Математика», «Русский язык» не должны изучаться на первом или последнем учебном занятии;
- отсутствие домашнего задания для учащихся 1 классов (п. 131);
- наличие места для хранения учебников и учебных пособий, принадлежностей для уроков трудового обучения, изобразительного искусства (п. 95);
- соблюдение режима дня для учащихся, посещающих ГПД (дневной сон, трёхразовое питание, пребывание на открытом воздухе не менее 1,5 часов) (п. 124);
- создание условий для организации образовательного процесса (наличие ковра, игрового уголка, информации для законных представителей).
2. Наличие учебной программы дошкольного образования, учебных программ для учреждений общего среднего образования (I-IV классы).
3. Обеспеченность 1 классов современными средствами обучения (постановление МО РБ от 12.06.2014 №75):
демонстрационные таблицы «Введение в школьную жизнь»; лента цифр и лента букв; касса разрезных цифр и касса разрезных букв; наборное полотно; таблицы по обучению грамоте и письму; портреты писателей; картины и сюжетные картинки по развитию речи; демонстрационный и раздаточный счётный материал; серия таблиц по учебному предмету «Человек и мир», по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»; гербарии; муляжи и др
Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и обучающихся
Наличие документации по осуществлению углубленных медицинских осмотров и анализу заболеваемости воспитанников
Наличие документации у педагога-психолога учреждения дошкольного образования:
1. Отражение работы с воспитанниками старших групп и их законными представителями в плане работы психолога
2. Наличие индивидуальных психодиагностических материалов
3. Наличие журнала учета индивидуальных консультаций
Наличие документации у педагога-психолога учреждения общего среднего образования:
1. Отражение работы с учащимися 1 классов и их законными представителями в плане работы педагога-психолога
2. Наличие графика работы педагога-психолога
3. Наличие журнала учета индивидуальных консультаций
Сопровождение процесса адаптации первоклассников педагогом-психологом:
наличие анкет и опросников для учителей и законных представителей учащихся;
наличие индивидуальных психодиагностических материалов;
наличие сводных таблиц по итогам анкетирования и диагностик;
участие педагога-психолога в психолого-педагогических консилиумах, родительских собраниях
Нормативные документы
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования
на 2021/2022 учебный год
1. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»
2. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612
3. Положение об учреждении дошкольного образования (постановление МО РБ от 25.07.2011 № 150)
4. Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений МО РБ от 04.02.204 №9, от 10.04.2014 №38, от 27.11.2017 №148, от 03.03.2018 № 10)
5. Образовательный стандарт. Дошкольное образование (постановление МО РБ от 15.08.2019 № 137)
6. Образовательный стандарт: начальное образование (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125)
7. Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. N 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 № 39)
8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".
9. «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» утверждённых постановлением СМ РБ от 07.08.2019№137