Организация образовательного процесса в разновозрастной группе
Технология организации занятия как вида специально организованной деятельности в разновозрастной группе
Конкретные формы организации обучения в условиях разновозрастной группы определяются возрастным составом детей, которые в ней воспитываются. Специфическая особенность организации занятий в разновозрастной группе – взаимосвязь общегрупповых (фронтальных) и групповых (с подгруппой детей) занятий.
Первыми планируются и проводятся занятия, требующие большого умственного напряжения и общие занятия для всей группы. Когда воспитателю необходимо дать детям старшего возраста новый материал, вместо первого занятия со всей группой проводится занятие только со старшей подгруппой (младшие играют). Общим для всей группы в такой день будет второе занятие.
Очень важный момент в организации занятия – его начало и завершение. Они зависят от формы организации детей, программного содержания, а также от опыта детей каждой возрастной подгруппы. В одних случаях начало занятия является общим для всех подгрупп, задания и объяснения воспитателя даются одновременно. Занятия, которые начинаются одновременно со всеми детьми заканчиваются по подгруппам: первыми заканчивают младшие дети, через 5-10 минут – старшие. В других случаях – воспитатель начинает занятие с детьми старшей подгруппы, а спустя 5-10 минут к ним присоединяются дети младшей подгруппы.
Формы организации детей на занятии:
- Фронтальная – проведение совместного занятия со всеми детьми
одновременно, но с дифференциацией программного содержания для каждой возрастной группы (например, все рисуют) – однотемное занятие;
- Подгрупповая - участие на занятии всех детей одновременно, но
в разных для каждой подгруппы видах деятельности (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой);
- Подгрупповая форма – организация занятия с одной возрастной
подгруппой (другая самостоятельно играет или собирается на прогулку).
Комплектование группы детьми двух смежных возрастов
(3-й и 4-й годы, 5-й и 6-й годы).
Предпочтение отдается фронтальным формам работы, как более экономичным:
+ все дети одновременно находятся в поле зрения педагога
+ работа старших детей создает как бы «зону ближайшего развития» для младших
+ старшие дети получают роль лидера, чувствуют себя более умелыми, знающими
– младшие дошкольники включены в основном в деятельность восприятия и воспроизведения готового знания
– задачи, которые являются проблемными для младших дошкольников и требуют времени на обдумывание, легко и с опережением решаются старшими детьми
– зачастую педагог вынужден снижать верхний предел заданий, «усреднять» их, делая доступным для понимания более младшими; старшие дошкольники учатся на уровне трудности, ниже оптимального, что оказывает неблагоприятное влияние на подготовленность детей к школе
Способы организации воспитанников на занятии в разновозрастной группе, укомплектованной детьми смежных возрастов:
- занятие начинается с детьми старшей подгруппы, а спустя 5-10 мин к ним присоединяются дети младшей подгруппы. Заканчивается занятие со всеми детьми одновременно;
- занятие начинается с детьми всей группы, затем младшие дети уходят играть на (5-10 мин раньше), а старшие продолжают заниматься с педагогом. Может проводиться со всеми детьми по одной образовательной области, но с разным программным содержанием для каждого возраста
занятие начинается с детьми старшей подгруппы (воспитатель дает указания для самостоятельной деятельности детей), спустя 3-7 мин к ним присоединяются дети младшей подгруппы, с которыми около 10-15 мин занимается воспитатель. Закончив занятие с детьми младшей подгруппы, воспитатель в течение 5-8 мин руководит завершением самостоятельной работы старших дошкольников. При данной форме организации занятия воспитатель предусматривает для детей старшей подгруппы повторение или закрепление материала, для детей младшей подгруппы – новый материал.
Комплектование группы детьми контрастных возрастов
(2-й и 4-й годы, 3-й и 5-й годы).
Контрастное комплектование предполагает организованное обучение по возрастным подгруппам:
+ увеличиваются возможности учета индивидуальных особенностей детей за счет того, что уменьшается их количество, а также за счет сокращения диапазона индивидуальных различий (разница между детьми одного возраста не так велика, как между погодками)
+ педагог может больше времени уделить решению тех задач, которые являются новыми, перспективными для каждой возрастной ступени
+ педагогу в ходе образовательного процесса легче управлять детьми, т.к. их немного
+ при небольшом количестве детей в подгруппе возможно увеличить содержательную плотность занятий
– трудности в организации занятости детей второй подгруппы во время организации занятия с первой подгруппой
В группах, укомплектованных детьми контрастных возрастов (2-й и 4-й год жизни, 3-й и 5-й год жизни, 4-й и 6-й год жизни) одной из форм организованного обучения является занятие с одной возрастной подгруппой. В то время, когда с одной подгруппой занимается воспитатель, дети другой подгруппы играют под присмотром помощника воспитателя либо с ними занимается другой специалист (педагог-психолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель)
В разновозрастной группе (дети 3-4 возрастов) занятия (игры-занятия) проводятся с делением на две подгруппы детей.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью»
Специально организованную деятельность в разновозрастной группе можно осуществлять с применением следующих подходов к организации занятия (игры):
поэтапное начало занятия (игры): последовательное включение воспитанников в деятельность (начало занятия с одной возрастной подгруппой (старшей) с последующим включением воспитанников более младшей возрастной категории);
одновременное начало занятия (игры) во всех возрастных подгруппах, поэтапное завершение занятия (игры): последовательное завершение деятельности в соответствии с возрастными возможностями воспитанников;
проведение занятия с каждой возрастной подгруппой воспитанников.
Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников разновозрастной группы является интегрированное занятие, которое предполагает объединение и взаимодополнение содержания нескольких образовательных областей реализуемых учебных программ, что позволяет формировать у воспитанников раннего и дошкольного возраста целостную картину об объекте или явлении окружающего мира.
Учебные планы указанных видов учреждений образования разрабатываются на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования с учетом особенностей контингента воспитанников и ресурсного (кадрового и материально-технического) обеспечения и утверждается руководителем учреждения образования.
При наличии в учреждении образования разновозрастной группы воспитанников количество учебных часов на изучение образовательных областей рассчитывается для каждого возраста отдельно на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебных планов специального образования на уровне дошкольного образования.
Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие.
При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей, в том числе задания коррекционной направленности.
Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).
По каждому виду деятельности планируются формы работы с детьми с указанием цели. Обязателен учет возрастных возможностей детей.
Планирование распорядка дня и специфика организации режимных моментов в разновозрастной группе
Оказание научно-методической поддержки педагогам разновозрастных групп в настоящее время является актуальным. Бесспорно, что одной из важнейших задач коллектива УДО является умение организовать жизнь воспитанников в таким образом, чтобы не только обеспечить их разнообразную деятельность, но и создать комфортные условия для пребывания каждого ребенка. Деятельность педагога разновозрастной группы усложняется тем, что ему приходится работать одновременно с детьми разных возрастов и при этом необходимо обеспечить качественное образование и развитие личности каждого воспитанника. Именно поэтому и с целью обеспечения и повышения качества дошкольного образования необходимо особое внимание уделить следующим вопросам.
Варианты комплектования разновозрастных групп.
В разновозрастную группу могут объединяться воспитанники в воз-расте от 1 года до 7 лет. Наполняемость разновозрастной группы не должна превышать 12 воспитанников. Учредитель учреждения образова-ния может устанавливать иную наполняемость группы при наличии объ-ективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного про-цесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех поме-щениях с пребыванием воспитанников.
Возможны следующие варианты объединения воспитанников в раз-новозрастные группы:
смежного возраста: 2 и 3 года (возрастные группы воспитанников от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет), 4 и 5 лет (возрастные группы воспитанников от 4 до 5 лет и от 5 до 6 лет), 5 и 6 лет (возрастные группы воспитанников от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет);
относительно контрастного возраста: 2 и 4 года (возрастные груп-пы воспитанников от 2 до 3 лет и от 4 до 5 лет), 3 и 5 лет (возрастные группы воспитанников от 3 до 4 лет и от 5 до 6 лет), 4 и 6 лет (возрастные группы воспитанников от 4 до 5 лет и от 6 до 7 лет);
контрастного возраста: 2 года и 5 лет (возрастные группы воспи-танников от 2 до 3 лет и от 5 до 6 лет), 3 года и 6 лет (возрастные группы воспитанников от 3 до 4 лет и от 6 до 7 лет).
В практике работы чаще всего используются 2 варианта комплектования разновозрастных групп:
- Комплектование группы детьми двух смежных возрастов (3-й и 4-й
годы, 5-й и 6-й годы). Дети-погодки чаще конфликтуют, так как внешне они мало чем отличаются друг от друга, а возможности у них очень разные. В связи с этим часто возникают ситуации, когда более старший ребенок предъявляет завышенные требования к младшим товарищам.
- Комплектование группы детьми контрастных возрастов (2-й и 4-й
годы, 3-й и 5-й годы). В группах с контрастным комплектованием разница возможностей очевидна самим детям. В этой ситуации старшие охотно оказывают помощь младшим, покровительствуют им.
Однако в настоящее время, в условиях отдаленных учреждениях дошкольного образования и учебно-педагогических комплексов в сельской местности встречаются разновозрастные группы, укомплектованные детьми трех и даже четырех возрастов.
Специфика комплектования разновозрастных групп
В целях рационального построения обобразовательного процесса необходимо определить в каждом случае 2-3 основные подгруппы и в соответствии с ними диффекренцировать образовательный процесс. Работа с двумя подгруппами посильна каждому педагогу и позволяет обеспечить качеству работы.
По комплектовании групп, по возможности, необходимо выделить группу для воспитанников 6-7 лет с целью обеспечения более качественной их подготовки к обучению в школе (но это не должно быть самоцелью).
С особой осторожностью комплектуются группы раннего возраста. Смешанную группу малышей необходимо комплектовать так, чтобы количество детей от 1 года до 2 лет было меньше, чем количество детей от 2 до 3 лет. Это облегчает работу воспитателя и помощника воспитателя по обслуживанию каждой возрастной группы, так как у детей разное время сна и бодрствования.
При комплектовании разновозрастных групп в малокомплектных дошкольных учреждениях необходимо соблюдать основные гигиенические требования. Так, максимальная наполняемость разновозрастных групп в соответствии с Кодексом Республики Беларусь, Положением об учреждении дошкольного образования и согласно приложению 1 к Санитарным нормам и правилам «Требования для учреждений дошкольного образования» (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 года №8) должна составлять 12 человек.
При распределении контингента воспитанников следует исходить из возможности организации их распорядка дня, максимально соответствующего возрастным особенностям детей каждой подгруппы. Это будет содействовать разностороннему развитию воспитанников и качеству образовательного процесса.
Вновь создаваемые разновозрастные группы рекомендуется комплектовать летом, чтобы дети привыкли друг к другу, а воспитатель смог заранее, уточнить детский опыт и представления, выявить их потребности, склонности, способности и интересы, чтобы в дальнейшем определить индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Распорядок дня в разновозрастной группе
Правильное физическое развитие ребенка, обеспечение необходимых условий для разнообразной деятельности детей в течение дня, невозможно без четкого организованного распорядка дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе.
В группах, где воспитываются дети 3-х и более возрастов, составляется гибкий (общий для всех возрастов) распорядок дня, в процессе реализации которого обязательно учитывается количество детей в группе, возрастные социальные, физиологические потребности и возможности каждого ребенка. При определении общего распорядка дня для детей трех-четырех возрастов за основу берется распорядок для детей 4-5 года жизни, с учетом распорядка дня детей других возрастов вносятся некоторые изменения в организацию режимных процессов. Режимные процессы начинаются с младшими детьми на 5-10 мин раньше, а с детьми старшего возраста на 5-10 минут позже, чем с детьми среднего дошкольного возраста. В обратном порядке происходит только подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше всех дети старшего дошкольного возраста. При таком распорядке дня последовательность жизненно необходимых для дошкольников процессов полностью сохраняется, а некоторые отклонения в их длительности не превышают 5-10 минут.
В группе, которую посещают дети двух возрастов, за основу берется режим дня старших по возрасту воспитанников, а с младшими режимные процессы организуются на 5-10 мин раньше. При обновлении возрастного состава детей распорядок дня обновляется.
Для правильной и четкой организации распорядка дня, позволяющего обеспечить ребенку спокойное настроение, оградить его от переутомления, обеспечить условия для разнообразной деятельности в течение дня необходима помощь помощника воспитателя. Он должен владеть основными приемами организации режимных процессов, понимать, чем может помочь малышам, а что они могут сделать самостоятельно. Его помощь нужна во время проведения утренней гимнастики, при организации приема пищи детьми, во время подготовки и проведения занятий, выхода на прогулку и возвращения с нее, во время укладывания на дневной сон и подъема и т.д.
Специфика организации отдельных режимных моментов в условиях разновозрастной группы.
Организация утреннего отрезка времени.
Начинается с приема детей в группу, в теплое время года прием детей осуществляется на улице. Воспитатель настраивает старших детей на встречу малышей. Это способствует развитию внимания и дружеских отношений между детьми. Организуются общение и совместная игровая деятельность. После приема детей старшие дети вместе с младшими убирают на место игрушки и готовятся к утренней гимнастике.
Утренняя гимнастика
проводится по общепринятой структуре, продолжительность и содержание различны для детей разного возраста (2-3-й годы жизни – 5-8 мин, 4-5-й годы жизни – 8-10 мин, 6-7-й годы жизни – 10-12 мин). В теплый период года утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе, в холодный период – в хорошо проветренном помещении.
1-й вариант (утренняя гимнастика проводится в группе). Гимнастика сначала проводится с младшими детьми, а затем со старшими. Так, за 10-15 мин до гимнастики педагог предлагает детям среднего и старшего дошкольного возраста заканчивать игры, дежурным – приступать к накрыванию столов, а с младшими начинает гимнастику. Затем гимнастика проводится со средними и старшими детьми, а младшие под наблюдением помощника воспитателя идут умываться и первыми садятся за стол завтракать.
2-й вариант (утренняя гимнастика проводится в спортивном или музыкальном зале). Гимнастика проводится одновременно со всей группой с дифференцированным подходом к детям разного возраста: по количеству, темпу, продолжительности и качеству выполнения упражнений.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
После утренней гимнастики младшие дети моют руки и первыми садятся за накрытый стол и, не дожидаясь других детей, начинают есть. Если в группе находятся дети раннего возраста, то дежурные – из старших детей – помогают им завязать салфетки-нагрудники. Воспитатель находится вместе с малышами, но время от времени наблюдают за умыванием старших детей, которые после водных процедур присоединяются к малышам.
Дети должны усвоить общие для всех правила: заходить в умывальную комнату небольшими группами; не задерживаться у раковины; дать возможность первым вымыть руки младшим детям; помочь малышам умыться; учить младших по возрасту детей последовательности умывания и вытирания. После приема пищи утром организуется чистка зубов, а в течение дня – полоскание полости рта.
Прогулка.
После окончания занятий младшие дети под руководством помощника воспитателя готовятся к прогулке. В это время воспитатель проводит последнее занятие в старшей подгруппе. Закончив занятие, воспитатель выходит с младшими детьми на прогулку, а старшие под руководством помощника воспитателя готовятся к прогулке. После одновременного окончания занятий со всеми детьми старшие дети вместе с воспитателем и помощником воспитателя одевают малышей. Малыши выходят на улицу вместе с педагогом, а старшие дети одеваются на прогулку самостоятельно под наблюдением помощника воспитателя.
Первыми с прогулки возвращаются малыши, их встречает помощник воспитателя, помогает раздеться и организует мытье рук. Старшие дети возвращаются с прогулки на 10-15 минут позже, раздеваются, готовятся к обеду и присоединяются к малышам, которые уже приступили к обеду. По мере окончания приема пищи дети полощут рот и готовятся к дневному сну.
Компоненты прогулки
Планирование и организация первой и второй прогулок осуществляется в соответствии с включает следующие компоненты:
- познавательно-практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов, пространства и т.д.);
- игровая деятельность;
- трудовая деятельность;
- индивидуальная работа, по образовательным областям учебной программы и результатам ежедневных наблюдений за деятельностью детей;
- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения, самостоятельная – ежедневно; занятия физической культурой – в соответствии с расписанием специально организованной деятельности);
Подготовка ко сну, сон, подъем.
Так как обед заканчивают все почти одновременно, старшие дети вместе со взрослыми помогают малышам раздеться и лечь, а потом раздеваются сами. Подъем осуществляется постепенно: дети старшей подгруппы встают на несколько минут раньше, одеваются и помогают одеваться малышам. Дежурные готовят столы к полднику.
После полдника с детьми организуются игры и другие виды совместной и самостоятельной деятельности, вторая прогулка и ужин.
Рациональная организация распорядка дня детей в условиях разновозрастной группы требует мастерства педагога, четкости и слаженности работы воспитателя и помощника воспитателя. Помощник воспитателя разновозрастной группы должен осознавать свою роль не только в соблюдении санитарно-гигиенических требований, но и в организации режимных процессов, в подготовке и проведении занятий с детьми. Требования воспитателя и его помощника должны быть едины и постоянны.
Специально организованная деятельность в разновозрастной группе средняя/старшая от 5 до 7 лет
Основными формами организации образовательного процесса в УДО являются игра и занятие.
Максимальная нагрузка на воспитанников при проведении специально организованных форм образовательного процесса, регламентирована типовым учебным планом. А количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебным планом УДО и учебной программой дошкольного образования, разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников. На слайде представлено примерное расписание занятий для разновозрастной группы воспитанников от 4 до 7 лет.
Длительность занятий с воспитанниками младших групп должна составлять до 10—15 минут, с воспитанниками средней группы — до 20—25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет — до 30—35 минут. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10—12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности. Однако отмечено, что такое распределение времени для занятий дается как примерное. Они могут меняться в зависимости от поставленных задач, заинтересованности детей деятельностью, их самочувствия и др.
В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны. Специально организованная деятельность (занятия) планируется по образовательным областям в соответствии с учебным планом УДО и учетом специфики комплектования групп. Распределение нагрузки и количество часов регламентируется типовым учебным планом дошкольного образования.
Конкретные формы организации образовательного процесса в условиях разновозрастной группы определяются возрастным составом детей, которые в ней воспитываются.
Примерное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя в разновозрастной группе
Режимные процессы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность помощника воспитателя |
УТРОа) прием детей |
Принимает и осматривает детей, беседует с родителями.
Организует общение, игровую и трудовую деятельность детей.
Проводит индивидуальную работу с детьми.
|
Проветривает и убирает помещение.
Осуществляет присмотр за детьми (в случае необходимости).
Общается с детьми. |
б) утренняя гимнастика |
Проводит утреннюю гимнастику с младшими детьми.
Проводит утреннюю гимнастику со старшими детьми |
Готовит старших детей к гимнастике, готовит столы к завтраку.
Играет с младшими детьми.
Проводит влажную уборку зала перед гимнастикой.
|
в) завтрак |
Организует подготовку к завтраку.
Организует завтрак (прием пищи воспитанниками).
Организует чистку зубов и мытье рук. |
Получает завтрак, раздает пищу.
Вместе с дежурными убирает посуду, а затем моет ее.
Моет пол после приема пищи (завтрак).
|
г) занятия |
Организует дежурство детей по подготовке к занятиям.
Проводит занятия. |
Организует игры детей, не участвующих в занятиях.
Помогает дежурным подготовиться к занятию.
Помогает воспитателю во время группового занятия.
|
д) прогулка |
Выходит на прогулку с младшими детьми.
Организует разнообразную деятельность детей на проулке.
Отправляет с прогулки младших детей.
Приводит с прогулки старших детей. |
Помогает одеваться на первую прогулку младшим детям.
Помогает одеваться на первую прогулку старшим детям.
Убирает раздевальную
Проветривает и убирает помещения групповой ячейки.
Готовится к обеду.
Встречает младших детей, помогает им раздеться.
|
е) обед |
Руководит подготовкой детей к обеду.
Организует обед (прием пищи воспитанниками). |
Получает и раздает обед.
Участвует в организации и проведении обеда.
|
Ж) дневной сон |
Постепенно укладывает детей спать.
Создает условия для спокойного сна. |
Моет посуду после обеда.
Моет пол после прием пищи (обед)
|
ВЕЧЕР: а) подъем детей |
Проводит постепенный подъем детей и закаливание. Одевает детей после сна. |
Помогает проводить закаливание.
Участвует в одевании младших детей после сна.
Убирает постели
|
б) полдник |
Организует дежурство детей к полднику.
Организует полдник (прием пищи воспитанниками). |
Участвует в организации полдника.
Убирает и моет посуду после полдника.
Моет пол возле столов после приема пищи (полдник). |
в) совместная деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность воспитанников |
Организует деятельность детей.
Организует (участвует в организации) развлечений.
Обеспечивает посещение воспитанниками среднего и старшего дошкольного возраста занятий по интересам (образовательные услуги сверх базового компонента). |
Организует смену белья.
Играет, общается с детьми.
Присматривает за детьми (в случае необходимости). |
г) вечерняя прогулка |
Одевает часть детей, и выходит с ними на вторую прогулку.
Организует деятельность воспитанников в рамках второй прогулки.
|
Помогает одеться младшим детям на вторую прогулку.
Убирает раздевальную. |
д) ужин |
Руководит подготовкой детей к ужину.
Организует ужин (прием пищи воспитанниками) |
Получает и раздает ужин.
Участвует в организации ужина.
Вместе с дежурными собирает посуду после ужина. |
е) постепенный уход домой |
Беседует с родителями.
Организует уход детей домой.
Организует мытье и «кварцевание» игрушек. |
Моет посуду и пол после ужина.
Осуществляет присмотр за детьми (в случае необходимости).
|