Советы педагога-психолога

Релаксационные сказки перед сном

  Релаксационные сказки перед сном

Как правило, дети с удовольствием слушают сказки перед сном. Однако вместо того, чтобы быстро и спокойно уснуть, они начинают проявлять неподдельный интерес к происходящему, задавать вопросы, высказывать предположения. Сказки о животных или волшебные истории способны ненадолго отвлечь ребёнка от неприятных воспоминаний, связанных, например, с привыканием к детскому саду, но не помогут уснуть.

Релаксационные сказки не несут смысловой нагрузки. Сюжет таких сказок прост и понятен ребёнку. Сказочный персонаж очень хочет спать и в конце концов крепко засыпает. Плавное, монотонное рассказывание сказки о приятном засыпании расслабляет и успокаивает малыша. В состоянии расслабленности происходит определённое отключение от окружающего, что особенно важно для ребёнка, переживающего эмоциональный стресс.

Придумывание релаксационных сказок не составляет особого труда для любящих родителей, бабушек и дедушек. При этом важно придерживаться определённых правил:

 

  1. Сказочный персонаж должен быть хорошо знаком ребёнку, вызывать в памяти приятные ощущения тепла и покоя (пёрышко, птенчик, лодочка, котёнок и т. п.).
  2. Все события в сказке должны быть направлены на засыпание сказочного персонажа.
  3. Необходимо длительное и подробное описание приятных ощущений в состоянии расслабления.
  4. Важны повторы слов, внушающих расслабление и покой.
  5. Обязательное наличие простых предложений в сказке.
  6. В конце сказки главное действующее лицо обязательно должно заснуть.
  7. Сказку следует рассказывать неторопливо, нараспев.
  8. Очень важен тихий голос рассказчика.

Многократное слушание одной и той же сказки вырабатывает у малышей условный рефлекс на засыпание. Эффект сказки увеличивается, если рассказывать её под спокойную, умиротворяющую мелодию или звуки природы, например, шум дождя или морской прибой.

Бабочка

Светит теплое солнышко. Солнышко греет травку, цветы и маленькую бабочку. Бабочка медленно летает, летает. Легкие крылышки порхают вверх-вниз, вверх-вниз. Бабочка устала. Бабочка хочет спать, спать, спать. Она лениво опустилась на большой, пушистый цветок.

 «Здравствуй, — сказала бабочка цветку. — Ты очень красивый и пахнешь медом. Можно я посплю в твоих лепестках?» «Можно, можно, можно, — ответил цветок и плавно закачался А-а-а, а-а-а». «Спи, спи», — шептали травы. «Спи, спи», — шептало тёплое солнышко. «Хорошо, как мне хорошо», — подумала бабочка и сладко уснула. (Длительная пауза.)

Пёрышки в подушке

Изображение

Тепло и уютно пёрышкам в подушке. Любят пёрышки шептаться: «Шу-­шу-шу, шу-шу-шу». А подушка говорит: «Тише, тише, не шумите, малыша не разбудите». Пёрышки ещё чуть-чуть пошепчутся и замолкают. «Спать, спать, спать», — успокаивает подушка. Пёрышки укладываются поудобнее. Становится тихо-тихо. Ручки-ворсинки расслабляются, глазки закрываются. Пёрышки засыпают, засыпают, засыпают. «Спи, усни и сон присни, — ласково поет подушка. — Баю-бай, баю-бай». Сладкий лёгкий сон окутал пёрышки. И снилось пёрышкам что-то очень-очень хорошее… (Длительная пауза.)

Игры ветерка

Тёплыйласковый ветерок радостно играет с маленькимижёлтыми песчинками на берегу озераВетерок разгоняетсяпробегает легко-легко по песку и поднимает песчинки в воздухПесчинки кружатсявертятсякувыркаются и не спеша опускаются внизИграет ветерок с песчинкамисловно в колыбельке качаетПесчинкам легко и спокойноРезвится ветерокукачиваетубаюкивает маленьких песчинокПесчинки хотят спатьИм нужен покой и отдыхПесчинки всё сильнее и сильнее хотят спатьспатьспатьВетерок стал слабееслабее и совсем затихОн удобно уложил песчинки в мягкуюнагретую солнышком постельку и едва слышно прошелестел«Спитеспите сладкомои маленькие друзьяЯ буду охранять вас»Песчинки подумали«Ахкак хорошокак чудесно спатьКакую славную песенку поёт ветерок»Потом песчинки широко зевнулимедленно закрыли глазки и крепко уснули

Изображение

Материал подготовил педагог-психолог Варавка Р.И.

свернуть

Телефон горячей линии о семейном насилии

Профилактика насилия

    

           

Вместе против насилия!

 

О фактах домашнего насилия сообщайте в Солигорский РОВД

по телефону 102 (круглосуточно)

 

Телефон экстренной психологической помощи 170,

+375 (44) 498 14 19 

Психологическая помощь

УЗ «Солигорская центральная районная больница»

8(174) 26 25 41  

КРУГЛОСУТОЧНАЯ БЕСПЛАТНАЯ

«горячая линия» для пострадавших от домашнего насилия

+375(17) 311 00 99 (стационарный телефон),

+375(29)101 73 73 (А1), +375(29)899 04 01 (МТС),

с возможностью обращения через мессенджеры

Viber, Telegram, WhatsApp

   

Если Вам стало известно о факте насилия над детьми

или Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком

                                                                СООБЩИТЕ

Детская линия помощи для несовершеннолетних

8 801 100 16 11

 

ЕСЛИ РЕБЕНКУ УГРОЖАЕТ ОПАСНОСТЬ

           НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО    СООБЩИТЕ

в Солигорский РОВД

по телефону 102 (круглосуточно)

Психологическая помощь несовершеннолетним

ГУО «Социально-педагогического центра Солигорского района», 8(174) 23 45 58

 

Берегите своих детей!

НАД РЕБЕНКОМ СОВЕРШЕНО НАСИЛИЕ, ЕСЛИ: 

  • его истязали, ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу, на него кричали,
  • его запугивали, а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д.)

  ВЗРОСЛЫЕ ОТНОСЯТСЯ К РЕБЕНКУ ЖЕСТОКО, ЕСЛИ:

  • используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести               в другое учреждение), б)совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам
  • обращаются с ним как со слугой, с подчиненным,
  • ребенка перебивают во время разговоров,
  • отказываются сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.

 

НАД РЕБЕНКОМ СОВЕШАЮТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ, ЕСЛИ: 

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому)

 

НАД РЕБЕНКОМ СОВЕРШЕНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ, ЕСЛИ: 

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе

 

 

 

свернуть

Возможные признаки семейного неблагополучия

Лекция для родителей «Синяки на душе…»

Лекция для родителей

«Синяки на душе…»

Цель:  профилактика жестокого обращения и насилия в семье

Задачи:

  • познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
  • осветить вопрос правовой  ответственности за жестокое обращение с детьми;
  • содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, взаимопониманию и взаимоуважению.

 

          Цивилизованность общества во многом проявляется через отношение

к детям, старикам, инвалидам, самым уязвимым его представителям,

нуждающимся в особой заботе и поддержке государства.

          В Республике Беларусь в последнее десятилетие обозначилась

тревожная тенденция сокращения в структуре всего населения удельного веса

детей. Если ранее они составляли около четверти жителей республики, то

к настоящему времени их осталось менее 20%. Следует отметить и такой

негативный факт, что параллельно с уменьшением детского населения уве-

личивается количество детей, лишенных надлежащей родительской заботы.

Все более острой становится проблема нарушения прав детей,

в частности применения к ним насилия, жестокого обращения и пренебрежения

их нуждами.

          По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, еже-

годно в органы внутренних дел поступает около 500 сообщений о фактах

семейно-бытовых конфликтов, из которых свыше 70% составляют случаи

домашнего насилия в отношении женщин и детей. Согласно представлен-

ной этим ведомством статистике, более трети (34,2%) детей в семьях под-

вергают физическому наказанию, а 58,7% испытывают психологическое

давление.

В статье 19 Конвенции о правах ребенка определены различные формы

проявления насилия над детьми. Между тем в реальной жизни они часто

скрыты, и не всегда можно быстро их распознать и отреагировать.

Насилие над детьми во многих случаях имеет латентный характер,

особенно в ситуациях,когда их совершают те, кто по закону сам обязан заботиться о детях.

Похищение детей, убийство новорожденных, детоубийство, инцест, тра-

диционная практика с нанесением телесного повреждения и сексуальным,

психологическим и физическим насилием — в практике правоохранитель-

ных органов имеется много фактов совершения таких преступлений роди-

телями потерпевших детей или их законными представителями.

Как отмечают специалисты, последствия совершенного над ребенком

насилия проявляются на протяжении длительного времени и выражаются

в нарушении физического и психического развития потерпевших детей,

различных соматических заболеваниях, личностных и эмоциональных на-

рушениях. Насилие над детьми опасно, потому что оно продолжается из

поколения в поколение. Ребенок, который растет в атмосфере ежедневных

издевательств, имеет многократно повторяющийся травматический опыт.

Есть дети, способные справиться со стрессом, но чаще всего у жертв на-

силия, не получивших своевременной квалифицированной помощи, уси-

ливаются симптомы беспокойства и злости, которые трансформируются

в акты агрессии и аутоагрессии уже с их стороны.

Причиной насилия, по результатам исследований, является то, что ро-

дители считают нормальным применять к детям физическое наказание.

Например, на плохое поведение ребенка родители реагируют криком, об-

винением, запретом на прогулку, а в некоторых случаях и избиением.

По моему мнению, решить данную проблему можно только путем «про-

свещения и образования» всех тех,

которые воспитываются в неблагополучных семьях, а также их

окружение, так как эта категория детей, в большинстве случаев, является

жертвами насилия.

Насилие – это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное

Под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

- пренебрежение основными     интересами и нуждами ребёнка

- физическое насилие

- психологическое насилие

- сексуальное насилие и растление

Физическое насилие – нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушает его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, а также попытки удушения или утопления. Это также изоляция в темной комнате. Когда взрослый наказывает маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным.   Это только заставляет чувствовать ребенка плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. Здесь недопустимы физические наказания. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

 

Психическое насилие (эмоциональное)- обвинение в адрес ребенка (брань, крики),принижение его успехов, унижение  достоинства, отвержение, длительное лишение любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству, завышенные требования, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям, похищение ребенка, а также постоянная ложь, обман (в результате - ребенок теряет доверие к взрослым).  Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого!

 

Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции;

ласка, эротизированная забота;демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции   взрослого; изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;

сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми)

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребёнка недостаточное обеспечение необходимой медицинской помощью, когда он болен, недостаточное удовлетворение его потребности в еде, физической и психологической безопасности, любви, познании, причинение умышленного вреда ребёнку, отсутствие должного обеспечения опекой и надзором, воздействие эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами, эксплуатация непосильным трудом, алкоголизм родителей, употребление наркотиков.

Последствия для ребенка:

задержка развития, малоподвижность;

агрессивность, тревожность;

трудности в отношениях с другими людьми, избегание сверстников, страх взрослых, чаще предпочитают играть с маленькими детьми, а не с ровесниками;

страх физического контакта,

боязнь идти домой;

тревога, когда плачут другие дети,

тики, сосание пальцев, раскачивание;

нарушение сна, аппетита,

боли в животе, головные боли

чувство вины, принятие насилия

 

Черты, характеризующие взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве:

- неоправданная жестокость, 

- неспособность к заботе, любви;

- хаотичная или дезорганизованная семья;

- низкое качество общения членов семьи

 между собой;

- саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, суицидально ориентированное поведение, склонность к неоправданному риску)

 

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми

 

Если ребенок говорит о насилии:

Поверьте ему ! Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

Не осуждайте его! Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.

Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.

Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…".

Не отвергайте его! Если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

 

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:

1.Уважение.   

2. Физическая забота.

  1. Похвала и призы.  
  2. Внимание.  
  3. Доверие.
  4. Любовь. 

 

Материал подготовил педагог-психолог Варавка Р.И.

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть