Советы учителя -дефектолога

Принцип подбора упражнений для зрительной гимнастики в соответствии со зрительным нарушением

Гимнастика для глаз

ПРИНЦИП ПОДБОРА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В СООТВЕТСТВИИ СО ЗРИТЕЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ

МИОПИЯ, МИОПИЧЕСКИЙ АСТИГМАТИЗМ

Задачами зрительной гимнастики при миопии являются:

  • снятие напряжения и тренировка аккомодационной мышцы
  • тренировка внешней мышцы
  • снятие напряжения с косых мышц глаза

Типы упражнений при миопии в соответствии с задачами:

  1. Перевод взгляда с близкорасположенного объекта на дальний (например, «Метка на стекле» в очках) – снятие напряжения с цилиарной мышцы и тренировка аккомодации
  2. Взгляд вправо-влево – снятие напряжения с внутренней мышцы и тренировка внешней
  3. Круговые медленные движения глаз, по горизонтальной восьмерке, по вертикальной, по диагоналям – снятие напряжения с косых мышц
  4. Моргания
  5. Зажмуривания (при невысокой степени миопии)
  6. Пальминг

ГИПЕРМЕТРОПИЯ, ГИПЕРМЕТРОПИЧЕСКИЙ АСТИГМАТИЗМ

Задачами зрительной гимнастики являются:

  • снятие напряжения и тренировка прямых мышц глаза
  • тренировка мышц, ответственных за аккомодацию глаза
  • тренировка косых мышц (например, слежение за объектом по кругу, находящемся на расстоянии 50 см от глаз)

Типы упражнений при гиперметропии в соответствии с задачами:

  1. Зажмуривания
  2. Пальминг

Рекомендация при гиперметропии и гиперметропическом астигматизме:

Гуляя по улице, смотреть чаще на однотонные поверхности, изучать взглядом траву на газонах, стены домов, следить взглядом за движущимися предметами, стараясь не упустить их из вида (это могут быть автомобили, улетевший воздушный шарик, плывущие облака).                                

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

  • наличие окклюзии, если назначена офтальмологом
  • при выполнении упражнений очки снимать, за исключением упражнений на тренировку и снятие спазма аккомодации (взгляд вдаль – в близь)
  • при выполнении упражнений на тренировку аккомодационного аппарата (взгляд вдаль – в близь)
  • при гиперметропии и гиперметропическом астигматизме нужно перемещать взгляд от дальнего объекта к ближнему.
  • при миопии и миопическом астигматизме нужно перемещать взгляд от ближнего объекта к дальнему.

При смешанном астигматизме – рекомендован весь комплекс зрительной гимнастики.

Источник: https://multiurok.ru/files/printsip-podbora-uprazhnenii-dlia-zritelnoi-gimnas.html

свернуть

Особенности воспитания детей с нарушениями зрения в семье

Особенности воспитания детей

с нарушениями зрения в семье

 

           Уважаемые родители! Детей с нарушениями зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений. Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушениями зрения.

Картинки по запросу дети в очках

     Это следующие ошибки:

  1. Чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай», «не бери сам», «не трогай» и т. п.)
  2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье, излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
  3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний больного ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.
  4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.

  По воспитанию ребенка с нарушениями зрения в семье существуют следующие рекомендации:

  1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
  2.  Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться. Вот мыло»).
  3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
  4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
  5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
  6. Учите малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).

Картинки по запросу дети в очках

     По развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в семье можно дать следующие рекомендации:

      Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они»).

      Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.) Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.

   Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (например, на столе). Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните: «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.

   Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает: «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» и т. д. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
  Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.

     Развивайте мелкую моторику ребенка, т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ваш ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д. Ну и, конечно, же, обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект.

Картинки по запросу дети в очках

     Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. «Нужны ли для их накопления специальные занятия и специально отведенное время?» - спросите вы. Возможно, иногда возникает такая потребность, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего», не лениться разъяснять, показать. Обратить внимание ребенка. Вы идете в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое «молочные продукты» - кефир, творог, сметана.

       На обратном пути из магазина можно закрепить знания детей о молочных продуктах в игре. Мама говорит ребенку: «Давай я буду называть продукты, а ты будешь хлопать в ладоши тогда, когда я буду называть молочные продукты. Сегодня у нас поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету», или. «Что лишнее?», или «Найди отличия». Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.). А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты», «Кто найдет больше диких зверей». Игры тут могут быть различные, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интересно вашему ребенку.

    Необходимые знания ребенок с нарушениями зрения получает и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, если он стремится разобрать новую машинку, не отмахивайтесь от его желания пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Здесь уместно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет», «Из чего состоит предмет?», «Назови части», и т. д.
       Дети с нарушениями зрения не всегда бывают любознательны, поэтому у них необходимо целенаправленно развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала.

       Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, вылепить из пластилина грибы: лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно ребенку рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, солить, мариновать.

Таким образом, уважаемые родители, развивайте своих детей дома. Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего», не ленитесь разъяснять, показывать.

Всегда помните о том, что развивать своего ребенка должны именно Вы, родители! Не случайно в Законе об образовании РБ сказано, что именно семья является важнейшей сферой личностного развития ребенка. Именно родители являются первыми педагогами своих детей и они, родители, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания.

Источник: https://ped-kopilka.ru/roditeljam/konsultaci-dlja-roditelei-v-detskom-sadu-html?page=90 

свернуть

Содержание работы тифлопедагога в специальной группе для детей с нарушением зрения

Родители, которым врач-офтальмолог рекомендует обучение и воспитание ребенка в специальной группе для детей с нарушениями зрения задаются вопросом: «Что же это за группа? »

 Основной задачей специальных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий.  

       Тифлопедагог дошкольного учреждения обеспечивает своеобразие обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии.

         Занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими функциональные нарушения зрения, тесно взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.

           Лечебно-восстановительная работа включает в себя раннюю всестороннюю диагностику зрительных функций; специфическое лечение, развитие зрения, восстановление его до единицы, осуществляемое  сестрой-ортоптисткой под руководством врача-офтальмолога.

        

Основными этапами лечебно – восстановительной работы являются:

1. ПЛЕОПТИКА. Цель – повышение остроты зрения; развитие монокулярного зрения;

2. ОРТОПТИКА. Цель – развитие плоскостного бинокулярного зрения (умение видеть двумя глазами);

3. СТЕРЕОПТИКА. Цель – выработать стереоскопическое зрение (умение видеть на расстоянии, различать глубину пространства).

             На каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоптическом) на коррекционных занятиях тифлопедагог использует дидактический материал, проводит специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

           В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение подгрупповым и индивидуальным занятиям, упражнениям и играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей, а также на:

  • развитие зрительного восприятия;
  • формирование навыков ориентировки в пространстве;
  • социально-бытовую ориентировку;
  • развитие познавательной деятельности.

Занятия по развитию зрительного восприятия

Задачи:

  • формирование представлений о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;
  • расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;
  • формирование умения воспринимать предметные и сюжетные изображения.

Занятия по ориентировке в пространстве

Задачи:

  • формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;
  • обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;
  • развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.

 

Занятия по социально-бытовой ориентировке

Задачи:

  • расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;
  • расширение знаний о явлениях общественной жизни;
  • формирование  представления о самом ребенке и окружающих людях.

 Занятия по развитию познавательной деятельности

Задачи:

  • расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих  умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;
  • развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления. воображения
  • развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, геометрическими фигурами,  шнуровка);
  • развитие прослеживающей функции (работа с перфокартами, лабиринтами и т.д.)

 Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к аппаратному лечению, к различным видам деятельности, адаптации  в окружающем мире.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/08/24/soderzhanie-raboty-tiflopedagoga-v 

свернуть

Какие продукты нужно есть, чтобы улучшить зрение?

Какие продукты нужно есть, чтобы улучшить зрение?

С самого детства стоит задуматься о том, как сохранить свое зрение в полном порядке. К большому сожалению, большинство людей начинают действовать тогда, когда перед ними становится реальная проблема. Давайте поговорим о том, что кушать, чтобы улучшить зрение? Ведь питание – одна из базовых составляющих эффективного лечения.

Зелень

Зелень должна присутствовать в рационе любого здравомыслящего человека. Немногие уделяют этому «компоненту» должное внимание. А ведь именно в зелени содержится максимальный состав веществ для активной жизнедеятельности нашего организма. Поэтому обязательно употребляем:

  • Листовую капусту,
  • Шпинат,
  • Зелень репы (турнепса)
  • К этому пункту отнесем, пожалуй, и брокколи.

Вот такой базовый список защитит сетчатку от разрешения. Зелень также способствует предотвращению развития катаракты и возрастной дегенерации сетчатки. А это очень важно в условиях современной работы и постоянного перенапряжения глаз. Не забываем кушать зелень!

Абрикосы

Да, да, мы не ошиблись! Абрикосы могут похвастаться наличием достаточно большого количества бета-каротина. Это антиоксидант, который в процессе синтеза прекращается в важнейший для улучшения зрения витамин A. Исследования показали, что бета-каротин помогает улучшить и ночное зрение и служит профилактикой такого глазного заболевания как катаракта. Бета каротин также содержится в моркови, картошке и тыкве.

Цитрусовые

Отвечая на вопрос: что кушать, чтобы улучшить зрение, нельзя забывать отдельно стоящие фрукты с богатым содержанием витамина C. Лимоны, мандарины и апельсины – не только помогут улучшить зрение, но и укрепят сосуды. Позволят нормализоваться кровообращение, следовательно, и снизят риск возникновения многих глазных болезней.

Цельное зерно

Ученые доказали, что диета со снижением гликемического индекса – ГИ способствуют уменьшению риска возникновения возрастной макулярной дегенерации. Рекомендуем периодически употреблять цельное зерно и получать большое количество клетчатки вместо очищенных углеводов. Такая диета также позволит привести себя в форму. При этом вы будете чувствовать себя бодро. К цельному зерну относим следующий список неочищенных зерновых:

  • Овес,
  • Хлеб с отрубями,
  • Мучные изделия грубого помола.

Фасоль

Прекрасным источником цинка выступает красная фасоль. Такой минерал как цинк жизненно необходим для улучшения зрения. Помимо этого фасоль поможет попасть витамину A из печени в сетчатку глаза. После попадания витамина по нужному адресу происходит выработка меланина – пигмента, отвечающего за защиту глаз от ультрафиолета. Нормальное содержание цинка в организме предотвращает развитие катаракты и позволяет лучше видеть в темное время суток.

Орехи и семечки

Из данной группы продуктов мы получаем витамин E. Его задача – защитить глаз от повреждающего действия свободных радикалов. Витамин E способствует предотвращению развития катаракты и возрастной дегенерации сетчатки. Поэтому в свой рацион питания обязательно включаем:

  • Миндаль,
  • Грецкие орехи,
  • Лесные орехи,
  • Семена подсолнечника,
  • Арахис.

Рыба

Идем далее и переходим к последней на сегодня группе продуктов. В нашем списке – это рыба. Семейства лососевых содержат целый перечень полезных компонентов: омега-3 и -6кислоты. И это очень важно именно для предотвращения многих глазных заболеваний. Употребление жирных сортов рыбы позволяет избежать так называемой сухости глаз. Дополнительный список: тунец, сельдь и сардины.

Подведем итог. Многократные исследования правильного питания говорят нам о том, что сочетание данных продуктов приводит к максимальному результату. Не нужно зацикливаться на какой-то одной группе продуктов. Важно уметь правильно разнообразить рацион. Употребляйте больше фруктов и овощей, уделите внимание глазной гимнастике, отдыхайте при накоплении усталости и тогда результат обязательно придет. Теперь вы знаете, что нужно есть, чтобы улучшить зрение.

Источник: https://korrektsiya-zreniya.ru/blog/produkty-dlya-zreniya/ 

свернуть

Как сохранить зрение ребенку?

Как сохранить зрение ребенку?

Зрение – один из важнейших органов, с помощью которого мы получаем около 90% информации об окружающем мире. Детское зрение особенно важно беречь, и следить за ним нужно с самых ранних лет, ведь это очень важно для будущего ребенка. По статистике, за последние 5 лет уровень глазных заболеваний у детей вырос в 1,5 раза.

Какие меры нужно принимать родителям, о чем нужно помнить, чтобы потом не пришлось восстанавливать зрение ребенку? Если момент упущен и зрение начало ухудшаться, следует попытаться остановить или хотя бы притормозить этот процесс.

Наиболее распространенными  формами нарушения зрения у детей является миопия или близорукость, гиперметропия или дальнозоркость, амблиопия, косоглазие.

Что такое миопия или близорукость?

Близорукость (миопия) является наиболее распространенным нарушением зрения. При близорукости человек хорошо видит вблизи и плохо видит вдаль.

Чаще всего миопия возникает у детей, кото­рые проводят много времени за чтением либо работают с предметами на близ­ком расстоянии от глаз. Вначале сниже­ние зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя этот момент выявить.

Что такое гиперметропия или дальнозоркость?

Дальнозоркость (гиперметропия) – это нарушение зрения, при котором человек плохо видит предметы, расположенные как вблизи, так и далеко от него. Дальнозоркость весьма распространена, она встречается и у детей, и у взрослых. Если во время не распознать аномалию, есть большой риск получить осложнения в виде сходящегося косоглазия или амблиопии.

Что такое амблиопия?

Амблиопия или, как ее еще называют «ленивый глаз» — это аномалия, при которой один глаз видит лучше другого. Амблиопия часто развивается у детей с запущенной дальнозоркостью.  Данное заболевание может привести к тому, что ленивый глаз может отказать совсем. При этом очки никак не помогут. Здесь необходима индивидуальная программа лечения, при которой ребенок будет делать слабый глаз активным, постепенно возвращая ему функции.

Что такое косоглазие?

Сходящееся косоглазие — это также результат запущенной дальнозоркости. Чтобы увидеть какой-то предмет, ребенок усиленно напрягает то один глаз, то другой глаз, в результате чего, может развиться сходящееся косоглазие. В норме ребенок фокусирует зрение синхронно обоими глазами, в результате чего, видит полную объемную картину. Если напрягать глаза хаотично, то объемное зрение может исчезнуть, и ребенок станет видеть все в плоском виде, как на картинке. Причинами косоглазия также может стать высокая температура или травма.

Что делать, чтобы избежать нарушений зрения?

В качестве профилактики нарушений зрения нужно посещать врача каждые полгода. Также не помешает правильно питаться, делать гимнастику для глаз. Полезные для зрения продукты: морковь, черника, жирная рыба.

Что нужно предпринимать, чтобы снизить риск возникновения и прогрессирования близорукости, дальнозоркости  у вашего ребенка:

1. Общее укрепление организма, физическая активность и рациональное питание.

2. Соблюдение всех требований гигиены зрения. Ограничение зрительной работы.

3. Желательно исключить слишком яркое искусственное освещение, а также, наоборот, тусклое.

Если у ребенка уже выявлена проблема со зрением?

Задача лечения - остановить или замедлить прогрессирование ухудшения зрения, предотвратить осложнения. Этому способствует:

1. Ношение очков или контактных линз.

2. Общее укрепление состояния организма, адекватный режим физи­ческой активности

3.   Функциональные тренировки и аппаратное лечение, видеотренажеры.

4.   Медикаментозное лечение.

5.  Гимнастика для глаз

- Тренировка наружных мышц глаза: в положении сидя, при неподвижном положении головы медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить 10-12 раз);

 - круговые движения глазами в одном и другом направлении (повторить 4-6 раз);

 - частое моргание в течение 10-15 секунд.

 - Тренировка внутренних мышц глаз: на стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку-точку 3-5 мм на расстоянии 30-35 см от глаз. За окном найти любой удаленный предмет и переводить взгляд то на метку, то на предмет. Упражнение рекомендуется выполнять в течение 5 минут.

Если заболевание выявить как можно раньше, то шансы на восстановление зрения существенно возрастают.

Казалось бы, вышеперечисленные рекомендации известны всем. Ничего неожиданного и сверхъестественного от родителей в них не требуется. Тем не менее, из года в год жалобы на проблемы детского зрения продолжают увеличиваться. Обеспечить вашего ребенка отсутствием проблем со зрением по силам каждому. Решать только вам, уважаемые родители. Счастливое будущее ваших детей зависит исключительно от вас.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/12/01/konsultatsiya-dlya-roditeley-beregite-glazki 

свернуть

Повышение двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия

Повышение двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога

по развитию зрительного восприятия

Движение составляет основу любой детской деятельности. “Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями ”. Движение для детей – это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма.

Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития, до 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии, к старшему возрасту до 70%

Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) [2] свидетельствует, что показатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10–15% по сравнению с нормально видящими, а показатели роста ниже на 5–7%, чем у здоровых сверстников. Это происходит по причине не достаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентацией детей с нарушением зрения.

Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Частота случаев нарушений составляет 60–65% и зависит от характера зрительной патологии.

Например, при косоглазии, миопии ребёнок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.).

Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для большего проявления различных нарушений (плоскостопие, деформация нижних конечностей).

Дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников (в 3–4 раза чаще отклонений в физическом развитии).

В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, фрагментарность, пропуск деталей техники движений, повторения упражнения с ошибкой, появление пауз при выполнении различных заданий, несформированность пространственных представлений, затрудненно само восприятие движений, быстрая утомляемость и вследствие этого потеря интереса к выполняемым заданиям [2].

В коррекционно-педагогической работе необходимо проводить активизацию зрительных функций через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

Известно, что любое статическое положение для ребёнка дошкольного возраста не является комфортным, если оно достаточно длительно и связано с монотонными движениями. Это может вызвать ненужные напряжения некоторых мышц ребёнка, снизить эмоциональный фон занятий. Поэтому необходимо искать пути повышения двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях по развитию зрительного восприятия.

Правильная организация коррекционных занятий улучшает психическое и физическое развитие детей, повышает их двигательную активность.

Это актуально: во-первых, у детей с нарушением зрения необходимо формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения); во-вторых, повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений является пропедевтикой различных двигательных актов и физических упражнений.

Изучая новинки коррекционно-методической литературы, обратили внимание на замечательную методику М.А.Мишина, Е.В.Козловой под названием “Упражнения с карточками” с использованием сетки и прищепок при проведении тифлопедагогического занятия в сочетании с двигательной активностью детей с нарушением зрения.

Предлагаем несколько игр-упражнений.

Необходимое оборудование: сетка, прищепки, тематические карточки.

1. “Жмурки с прищепками”.

Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки.

Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой –  с закрытыми глазами ищет их и снимает.

2. “Быстрые пальчики”.

Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев.

Играют 4–6 детей (2–3 – команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок.

3. “Собираем урожай”.

Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительных функций, классификация овощей и фруктов, пропедевтика упражнение из различных исходных положений.

Ребёнок снимает с сетки карточки с изображениями фруктов (овощей), выполняет задания из разных положений (стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге, лёжа на животе).

4 “Ветерок”.

Цель: Упражнять в  выполнении дыхательных упражнений.

Ребёнок переходит на противоположную сторону сетки и дует на любую карточку, располагаясь прямо перед ней. Силой воздушного потока ребёнку необходимо отклонить карточку от вертикали и увидеть, что на ней изображено. (можно менять исходное положение: стоя на коленях, стоя, лёжа; регулировать силу воздушного потока – один вдох, три выдоха).

5. “Забавное зеркало”.

Цель: Выполнение гимнастических упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой.

Выполняется в паре. Дети располагаются друг против друга (сетка между ними). Один – ведущий, другой – ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего. (Можно с предметами в руках: кубики, флажки, кегли).

6. “Доставалочка”.

Цель: Тренировать мышцы спины, рук, туловища, шеи, соизмерять расстояния между выбранными карточками с размахом своих рук.

Ребёнок находит на сетке такие карточки, расстояние между которыми соответствует максимальному расстоянию между ладонями (пальцами) вытянутых в сторону рук. Ребёнок сначала зрительно выбирает на сетке две карточки, затем подходит и прикладывает к ним руки (выполняется 3 раза – с наклоном влево (вправо), в основной стойке). Продолжительность растягивания рук 3–4 секунды.

Таким образом, у детей с нарушением зрения, на коррекционных занятиях тифлопедагога развитие зрительного восприятия и интеллектуального развития тесно связаны с двигательной активностью детей.

 

 Источник : Мишин М.А., Козлова Е.В. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001. - №2. – С. 30-40.

свернуть

Прогулки-экскурсии со слабовидящим ребенком в выходные дни

Прогулки-экскурсии со слабовидящим ребенком в выходные дни

Прогулки -экскурсии является одной из форм пополнения кругозора детей, ознакомления с различными сторонами окружающей действительности, и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей.

Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование слабовидящего ребенка, как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, способствует формированию положительных эмоций.

Во время экскурсии осуществляется развитие чувственного познания детей на основе совместной деятельности зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов, формирование положительных эмоций и желания познавать.

Определяя место экскурсии, выбирайте наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели, с учётом их возрастных и физиологических особенностей.

При определении расстояния до места экскурсии надо учитывать   возраст ребенка, а также возможности посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее.

Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна была превышать 20-30 мин, При этом нужно учитывать особенности дороги, состояние погоды.

При проведении природоведческих экскурсий, за день или за два до нее данное место необходимо осмотреть. Побывав на месте - будущей экскурсии, уточняется маршрут, определяются нужные объекты, устанавливаются места для отдыха детей.

 Преимущество таких прогулок- экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы и одновременно с условиями их обитания.

  Таким образом, прогулки-экскурсии – один из основных видов  организации и проведения выходного дня  со своим ребенком , а  также наиболее эффективное средство комплексного воздействия на формирование личности ребенка.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-progulki-yekskursi-s-osobymi-detmi.html 

свернуть

Если ваш ребенок молчит...

Если ваш ребёнок молчит…

 

Для того, чтобы ваш кроха-молчун, наконец, заговорил, воспользуйтесь советами логопеда.

 

  • Почаще общайтесь с ребенком, стараясь использовать в речи жесты и мимику, чтобы эмоционально включить малыша в процесс общения.
  • Ни в коем случае не упрекайте ребенка за отсутствие речи, дабы не вызвать у него страха перед произнесением слов и боязни допустить ошибку.
  • Если чувствуете, что ребенок сильно отстает от сверстников, не откладывайте визит к специалистам (невропатологу, психологу, логопеду). Распространенное мнение о том, что речь к ребенку «придет сама собой», часто бывает ошибочным.
  • Обращаясь к ребенку, говорите короткими фразами, не торопясь, четко и выразительно.
  • Речь лучше развивается в деятельности, поэтому привлекайте малыша к труду по дому, сопровождая совместное с ним действие речевыми комментариями: «Мы сейчас будем протирать тряпкой стол. – Мы протираем стол. – Мы протерли стол. – Теперь стол чистый и сухой» и т.д. Комментируя свои действия, вы даете ребенку правильные образцы речи, и он накапливает пассивный словарь.
  • Поощряйте любопытство малыша, задавая ему вопросы. Например: «Кто это? – Это кошка. – Кошка что делает?  Кошка спит. – Где спит кошка? – На диване» и т.д.

 

 

 

Помимо действия, разнообразие окружающего мира познается малышом и через игры с предметами. Среди них:

  • Игрушки и предметы, развивающие активный выдох, на котором мы и произносим звуки (вертушки, дудочки, губные гармошки);
  • Звучащие игрушки, стимулирующие слуховое внимание ребенка (барабаны, молоточки, колокольчики, телефон, который к тому же хорошо активизирует речь крохи);
  • Игры и предметы, развивающие мелкую моторику (конструкторы, мозаика, пластилин и т.д.) и общую моторику ребенка (мячи, кегли, каталки, коляски, догонялки, прятки и т.д.);
  • Игровые упражнения, стимулирующие развитие мышц, артикуляционного аппарата (поцелуйчики, улыбки, облизывание губ, высовывание языка – вверх, вниз, вправо, влево и по кругу). Предлагайте своему крохе лизнуть ягодку или леденец на палочке, показать, как кушают рыбки, птенчики, котята;
  • Игры-лото, соответствующие возрасту малыша;
  • Почаще включайте крохе детские песенки и пойте их вместе с ним отдельными звуками – «и», «а», «ба», и т.д.
  • Используйте для речевого развития ребенка стихи, считалки, сказки, потешки. Для самых маленьких подойдут «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворение Агнии Барто «Игрушки». Для детей постарше – произведения Чуковского, Маршака. При этом стишки можно намеренно не договаривать, попросив ребенка дополнить пропущенные слова, а затем и фразы.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/04/27/konsultatsiya-dlya-roditeley-chto-delat-esli-vash-rebenok-ne-govorit 

свернуть

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует много потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук.

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков 2-3 месяца, так называемую, пассивную гимнастику: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно опускаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра, грецкие орехи, каменные, металлические или стеклянные разноцветные шарики «марблс» (эти стеклянные шарики «не бьются, не ломаются, а только кувыркаются»). Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. Как не вспомнить о народных играх типа «Сорока», «Пальчик-мальчик», в которые наши прабабушки играли с детьми с самого младенчества? Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку, что все новое – это хорошо забытое старое.

Предлагаем проверить, правильно ли развиваются движения рук Вашего малыша. Не исключено, что, сравнив «среднестатистического» сверстника и Вашего малыша, Вы почувствуете гордость за сво­его ребёнка - он уже знает и умеет значительно больше. Быть может, кого-то прочитан­ное огорчит - ваш ребёнок пока отстаёт.

Будьте внимательны! Следует обратиться к специалистам ранней комплексной помощи и срочно принять меры для развития движений рук, если:

  • к 3,5 месяцам ребенок не тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты;
  • к 4 месяцам он не сводит ручки по средней линии, не разглядывает их, не играет ими;
  • к концу 5 месяца малыш не может уверенно протянуть руку к игрушке, не тянет предмет, находящийся в руке, в рот;
  • к концу 6 месяца он не может ухватить кубик, не перекладывает предметы из руки в руку;
  • к концу 7 месяца не вращает кистью с удерживаемой игрушкой; к концу 8 месяца ребенок не может удерживать между указательным и большим пальцем пуговицу;
  • к концу 9 месяца не хлопает в ладоши, не пытается самостоятельно пить из чашки;
  • к концу 12 месяца не бросает предметы в игре, не берет мелкий предмет двумя пальцами, не может подать игрушку взрослому;
  • в 1 год 2 месяца не пытается рисовать каракули;
  • к 1 году 5 месяцам не ставит кубик на кубик, не пытается собрать пирамидку;
  • к 1 году 7 месяцам не разворачивает завернутый в бумагу предмет;
  • к концу 1 года 8 месяцев не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии;
  • к концу 2 года не может отвинчивать крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч;
  • к 3 годам не может перелить жидкость из одной емкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин.

Источник: https://pandia.org/text/80/605/62459.php 

свернуть

Заикание и логоритмика

ЗАИКАНИЕ И ЛОГОРИТМИКА

 

 Да, и еще раз – да! Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики. В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства. Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

 Как часто логопеду приходиться слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!»,

 « Невозможно удержать его на месте дольше секунды!», « У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!»,  и т.д . Действительно, в последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми патологиями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Современные родители прекрасно понимают суть проблемы и стараются не тянуть с визитом к логопеду. Обследование уровня речевого развития ребенка начиная с самого раннего возраста – норма. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др. логопедами-практиками используется эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

 

Почему – РИТМИКА?

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА?

Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?

Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам.

 В программе логоритмического занятия:

 • Нормализация темпа и ритма речи

• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков

 • Развитие слухового внимания •

Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)

• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики

• Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)

 • Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания

• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов

• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться

 

На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игры:

1. Предложите ребенку повторить за вами определенный ритмический

рисунок.

Например: / // /, // //, / / /, // / //, /// /

Постепенно ритмический рисунок можно усложнять.

2. Предложите ребенку воспроизвести графический рисунок (его

можно выложить из подручных материалов таких как, спички или макаронины).

Проявите фантазию! Начинайте с простых рисунков : //, // //, / / и т.д. Если ребенок справляется, задания можно постепенно усложнять .

3.Отстукивание ритмов стихотворений, чистоговорок, потешек.

 «Вы скачите палочки…».

Вы скачите палочки. – стучим двумя палочками одновременно.

Как солнечные зайчики.

Прыг – прыг, скок – скок, – стучим, скрестив палочки, друг о друга.

Прискакали на лужок,

Правой ножкой топ – топ, – правой палочкой о пол.

Левой ножкой топ – топ, – левой палочкой о пол.

На головку сели, – изобразить «рожки» палочками.

Песенку запели: Ля – ля – ля, ля – ля – ля. – стучать заданный ритм,

пропевая на «ля»

4.«Барабанщик»

Предложите ребенку под музыкальное сопровождение побыть

барабанщиком, отстукивая ритм любимых песен .

5. «Дождик».

Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. В процессе покажите

ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит .

Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу,

поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Лучше взять фасоль или горох, чтобы легче было убирать.

6. «Шумелки». (Развитие звукового восприятия)

Насыпать в контейнеры из-под киндер-сюрпризов (или любые непрозрачные баночки) по одному виду крупы. Потрясите с ребенком баночки и отметьте,что каждая из них различна по звучанию. Попросите его прислушаться и найти емкости с одинаковыми зернами.

7. «Домашние птицы» (упражнение без музыкального сопровождения)

Ходит важно петушок (дети стоят в кругу, руки за спиной),

Он расправил гребешок (голову гордо поднять, ходьба с подниманием бедра),

Крикнул громко ку-ка-ре-ку!

И повёл всех птиц на реку (ходьба друг за другом по кругу).

И индюк «болбочет» громко ( поднимать руки в стороны и опускать),

Бла-бла-бла, нет индюшонка (брови удивлённо поднять).

Утка крикнула « кря-кря» (ходьба по кругу вперевалочку)

Я утят веду не зря».

Гусь гогочет « га-га-га (поднять голову вверх, вытянув шею),

Ох, гусыня, ты строга» (грозит указательным пальцем правой руки).

«Куд - куда»,- кудахчут куры (поднимать руки вверх – вниз)

Вы, цыплята-балагуры.

Все собрались у реки (мелкими шагами идут в круг),

«Где букашки, червяки?» ( поднимая руки вверх подняв брови).

8. «Посуда» (упражнение без музыкального сопровождения)

К нам пришла Федора (ходьба на месте),

Не хозяйка, а умора (руку согнуть в локте, провести тыльной стороной ладони по лбу),

Выпачкала всю посуду (поочерёдно потереть ладонь о ладонь),

А потом кричит: «Не буду!» (руки согнуты в локтях, ладони вверх, повороты головы вправо влево).

Кофейник, чайник и стакан (наклоны головы в стороны)

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/09/25/logoritmika-tehnologiya 

свернуть

К логопеду нужно обратиться, если…

К логопеду нужно обратиться, если…

(информация для родителей)

Речевые этапы:

  • Начиная с 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.
  • В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».
  • В 2 года ребёнок не разговаривает.
  • В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
  • До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.
  • К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».
  • К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
  • К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
  • После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
  • После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
  • К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
  • В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
  • Отоларинголог установил снижение слуха.
  • Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
  • Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.
  • Имеется расщёлина нёба, «заячья» губа, «волчья» пасть.
  • Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
  • Ребёнок просовывает язык между зубами.
  • Общее впечатление от речи
  • Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
  • Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
  • Не стремиться к общению.
  • Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
  • Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
  • Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.

С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом

Источник: https://superlogoped.com/k-logopedu-nuzhno-obratitsya,-esli… 

свернуть