Самообразование
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога учреждения дошкольного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов учреждения дошкольного образования могут быть:
|
Как совершенствовать свои знания?
Профессия воспитателя дошкольного образования очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.
Самообразование — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.
«Совет. Чтобы начать работу по самообразованию, нужно выявить проблему, по которой хотели бы углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением».
Основные направления самообразования воспитателей:
- ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении
- исследование новой научно-методической литературы
- изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии
- ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями
- знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений
- совершенствование общего уровня развития.
Формы повышения квалификации педагогов
Педагогический совет. Такая форма деятельности предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в детском дошкольном учреждении. Педсоветы могут проводиться на определённую тематику или включать в себя рассмотрение разных вопросов. Хорошо, когда в процессе педсовета можно не только заслушать вопрос и обсудить его, но и провести тренинг, перенять позитивный педагогический опыт, сделать анализ.
Обучающий семинар. Может проводиться в детском саду, в управлении по вопросам образования, на профильных кафедрах высших учебных заведений. Семинар направлен, прежде всего, на повышение теоретического уровня подготовки педагога. В процессе семинара нужно задействовать присутствующих педагогов, предлагая им задания, тренирующие педагогические способности.
Курсы повышения квалификации. Проводятся в колледже или институте. После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы педагог должен подготовить и защитить выпускную работу.
Консультация. Инициатор этой формы повышения квалификации воспитателей — заместитель заведующего по основной деятельности, который может предварительно планировать проведение консультаций, на которых воспитатели могут узнать о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. К проведению консультаций могут привлекаться специалисты: педагог- психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.
Открытые занятия. Они играют немаловажную роль с целью повышения квалификации педагогов, ведь тот, кто проводит занятие, стремится продемонстрировать свои наработки, а те, кто приходит для просмотра, перенимают положительный педагогический опыт и учатся анализировать.
Изучение педагогического опыта.
Включает в себя:
- изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, сценариев утренников и других мероприятий, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.).
Хорошим способом собрать свой педагогический опыт является
- ведение «Методической папки воспитателя».
- посещение открытых занятий
- презентация и обсуждение опыта педагогов на педсоветах и семинарах.
План работы по самообразованию
План работы воспитателя по самообразованию — это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы, считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы.
План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.
При составлении плана работы по самообразованию воспитателю дошкольного образования нужно обратить внимание на следующее:
- Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
- Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
- Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
- Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
- Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
- Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
- В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
- В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
- Нужно запланировать анализ полученных результатов.
- Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.
Темы по самостоятельному образованию
Тему может дать заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому. В последнем случае нужно определиться, в каком направлении вы планируете развиваться как педагог.
«Совет. Вы можете предложить и утвердить свою тему по самообразованию, если обоснуете, насколько она актуальна, практически значима и полезна для улучшения образовательного процесса дошкольного учреждения».
Выбирать тему самообразования можно, выбрав один из вариантов:
- Каждый учебный год новая тема.
- Обширная тема на несколько лет.
Тема должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования детей. Целесообразно рекомендовать тематику для самообразования педагогов с учётом их опыта и педагогического стажа.
Молодым специалистам:
- Ценности личностно-ориентированного подхода в образовании
- Развитие педагогического мастерства
Воспитателям с опытом работы более 5 лет:
- Проектирование учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении
- Развитие умений анализа научно-методической литературы, применения теоретических знаний на практике, применение творческого подхода.
- Организация образовательного процесса
«А знаете ли вы, что педагог профессионально может развиваться только в том случае, если в учреждении образования созданы все условия для этого?»
Новые знания педагог может получать разными способами. Хорошо, если дошкольное учреждение направляет на курсы в институт. Результативна собственная система повышения квалификации воспитателей, функционирующая в виде регулярного обучения воспитателей на базе дошкольного учреждения («академии», «школы воспитателей»). Но без личного желания достигнуть профессиональных высот, никакая деятельность не будет максимально эффективна. Чтобы стать хорошим педагогом, нужно хотеть стать им.
Советы педагогам, занимающимся самообучением
- Изучая какой-то вопрос, исследуйте несколько источников, а не один. Такой метод учит вырабатывать своё мнение.
- Учитесь работать с библиотечными каталогами, а также правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом. Это сохранит вам время и поможет точно находить нужный литературный источник.
- Научитесь работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты. Это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете.
- Будьте открыты к инновациям в образовании. Создавайте компьютерные презентации и видеоролики, представляя свои наработки.
- Делитесь опытом с коллегами, и тогда заслужите репутацию флагмана в дошкольном образовании.