Аттестация педагогов

Аттестация — это комплексная оценка уровня квалификации, пе­дагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников учреждения образования. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалифи­кационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.

Алгоритм аттестации педагогов

1. Планирование работы аттестационной комиссии

     План работы аттестационной комиссии отражает деятельность учреждения образования, является составной частью годового планирования. В нём должно быть содержание мероприятий, сроки их выполнения, ответственные.

1.Аттестационные материалы

К аттестационным материалам относятся:

1.1. Заявления на прохождение аттестации:

1.1.1. Педагогический работник, изъявивший желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, в аттестационную комиссию до 31 марта текущего учебного года подаёт заявление (п.17 Инструкции). Заявление пишется от руки.

1.2. Направление:

1.2.1. Направление выдаётся на основании решения аттестационной комиссии (на присвоение высшей квалификационной категории), подписывается руководителям УО и председателем аттестационной комиссии, заверяется печатью.

1.3. График прохождения аттестации:

(подпункт 3 ч.1 п.22 Инструкции)

1.3.1. График аттестации согласовывается с соответствующим профсоюзным комитетом.

1.3.2. Необходимо соблюдать следующую очерёдность аттестационных мероприятий:

 — заявление педагогического работника на прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории (ч.1 п.17 Инструкции);

 — протокол заседания аттестационной комиссии о допуске педагогического работника к прохождению аттестации на присвоение квалификационной категории, составление графика (дополнения к графику) прохождения аттестации (ч.2 п.17 Инструкции);

- заседание профсоюзного комитета о согласовании графика (дополнения к графику);

 - приказ руководителя УО о проведении аттестации (п.22 Инструкции).

1.3.3. При составлении графика необходимо учитывать сроки проведения аттестации:

— не более 3-х месяцев с даты ознакомления педагогического работника с приказом о проведении аттестации для претендентов на присвоение (подтверждение) второй и первой квалификационной категории;

— не более 4-х месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

 В эти сроки не учитывается время нахождения педагогического работника в трудовом и (или) социальном отпуске, период временной нетрудоспособности (п.22 Инструкции (Постановление МО РБ 26.03.2014 №20)).

1.3.4. Необходимо строго соблюдать ч.5 п.23 Инструкции о сроках подготовки аттестационных материалов.

1.4. Характеристика педагогического работника:

1.4.1. Характеристика педагогического работника должна быть составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к характеристике специалиста квалификационной категории. Характеристика должна отражать объём и виды деятельности аттестуемого педагога в данном учреждении, уровень профессиональной компетентности, результативность педагогической деятельности, коммуникативные и личные профессионально значимые качества аттестуемого педагога.

1.4.2. Необходимо соблюдать общие требования к характеристике, как к документу (отражены ли недостатки и пути их устранения, даны ли рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства и т.д.).

1.4.3. Характеристика должна быть согласована с профсоюзным комитетом и подписана руководителем учреждения образования.

1.4.4. Не позднее, чем за неделю до аттестационного собеседования, аттестуемый должен быть ознакомлен с характеристикой и не позднее, чем за две недели до начала аттестации в случае прохождения аттестации в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа (ч.ч.3, 4 п.23 Инструкции).

1.5. Протокол аттестационного собеседования:

1.5.1. Нумерация протоколов возобновляется с началом периода работы аттестационной комиссии.

1.5.2. Протоколы заседаний аттестационной комиссии ведутся от первого лица в прошнурованной, пронумерованной книге, скреплённой подписью руководителя и печатью учреждения, или в соответствии с «Требованиями к оформлению документов, изготовленных с помощью технических средств» постановления Министерства юстиции Республики Беларусь 19.01.2009 №4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь» (гл. 6, гл.7 п.108, п.110) (далее – Инструкция по делопроизводству).

1.5.3. Протоколы подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии (п.57 Инструкции по делопроизводству).

1.5.4. Протоколы аттестационного собеседования должны отражать полную картину процедуры аттестационного собеседования.

1.5.5. При обсуждении аттестационных материалов должны сопоставляться оценочные действия администрации, членов комиссии и аттестуемого. В протокол необходимо включать выводы об эффективности работы, обсуждение путей самосовершенствования, совершенствования педагогической деятельности, перспектив профессионального роста и повышения квалификации аттестуемого.

1.6. Аналитические материалы изучения деятельности аттестуемого:

  • cведения о прохождении предыдущей аттестации и принятом решении;
  • материалы, свидетельствующие о результативности работы педагога за 2-3 года, 5 лет в динамике: уровень индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников (победители и призеры олимпиад, конкурсов и т.д.), «продукты» труда педагога (авторские программы, методические материалы, публикации, участие в семинарах, конференциях, конкурсах);
  • диагностика уровня обученности обучающихся, аналитическая оценка полученных результатов;
  • материалы анализа учебных занятий, внеклассных мероприятий с выводами и рекомендациями;
  • результаты анкетирования обучающихся, коллег, родителей.

1.7. Выписка из протокола о сдаче квалификационного экзамена.

2. Изучение педагогической деятельности

  Программа (план) изучения деятельности аттестуемого составляется исходя из требований квалификационных характеристик и критериев. В ней необходимо конкретно прописывать мероприятия и сроки их выполнения, ответственных. Данные материалы должны отражать результативность работы педагога с момента предыдущей аттестации, характеризовать динамику роста профессиональной компетентности, результаты психологического сопровождения (коммуникативная культура аттестуемого). Необходимо строго соблюдать сроки подготовки аттестационных материалов (ч.5 п.23 Инструкции).

Аналитическая справка является важным итоговым документом выполнения программы (плана) изучения деятельности аттестуемого педагогического работника.

3. Аттестационное собеседование

3.1. Примерный алгоритм аттестационного собеседования:

а) заслушать характеристику аттестуемого;

б) заслушать аттестуемого;

в) оценку педагогической деятельности аттестуемого дают члены аттестационной комиссии;

г) обсудить аттестационные материалы;

д) внести предложения по итогам аттестации;

е) принять решения по итогам аттестации.

свернуть